Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Вас приглашают на
бесплатную демонстрацию товаров и услуг (косметические услуги, с использованием
брендовой косметики, массажные товары и т.п.) либо же предлагают провести такую
демонстрацию товара дома (например, провести чистку ковров или мебели в
квартире, предлагая какое-либо средство).
Во время проведения подобной демонстрации, продавец
(исполнитель) описывает многочисленные положительные свойства соответствующего
товара (косметика, пылесос или что-то иное), убеждает человека, что этот товар
или услуга ему необходимы.
Не вполне осознавая происходящее, многие заключают
договор. А после оказывается, что товар или услуга является дорогостоящим, не
качественными и не нужными потребителю.
Кроме того, не всегда у потребителя имеется
необходимая сумма и приходится заключить кредитный договор под высокий процент.
Поскольку такие ситуации приобрели массовый характер, предлагаем всем
потребителям обратить внимание на следующее.
С
осторожностью отнеситесь к самому приглашению на бесплатную демонстрацию товара
или процедуры. Особенно, если предлагают взять с собой паспорт. Поинтересуйтесь
откуда продавец (исполнитель) узнал Ваш телефон.
Задумайтесь
о том, насколько этот товар или услуга Вам действительно нужна.
Если
товар и услуга Вам не нужны, откажитесь от приглашения, а если Вы пришли то, не
приобретайте товар или услугу в этот же день, подумайте. Скажите, что вам
нужно время для того чтобы оценить необходимость для вас данного товара или
услуги, посоветоваться с мужем (мамой, подругой и т.п.), особенно если речь
идет о косметике. Вы всегда можете просто посмотреть и уйти.
Очень
часто потребители жалуются на то, что их сознание в момент покупки было
затуманено, в том числе под воздействием расслабляющей музыки и напитков. Если у вас создалось впечатление, что вами манипулируют, используя для
этого специальные приемы, пожалуй, следует воздержаться от предлагаемых еды и
напитков, и быть предельно внимательным.
Что же делать, если Вы все-таки «попались на удочку» умелого продавца,
однако впоследствии осознали свою ошибку. Можно ли вернуть
приобретенный товар обратно, получив назад уплаченную денежную сумму.
Расторгнуть заключенный договор в подобной ситуации можно в следующих
случаях:
- в связи с нарушением права
потребителя на необходимую и
достоверную информацию о товаре,
работе, услуге;
- в связи с нарушением права
потребителя на качество товара, услуги.
При нарушении любого из указанных требований, потребителю следует
обратиться к продавцу с претензией. В претензии должны быть указаны
обстоятельства, при которых была совершена покупка, информация о том, в чем, по
мнению потребителя, состоит нарушение, а также требование о расторжении
договора купли-продажи и возврате уплаченных денежных средств. В случае, если в
течение десяти дней с момента предъявления данного требования оно не
удовлетворено, следует обратиться в суд.
В связи с тем, что очень часто в подобных ситуациях товар
приобретается в кредит, необходимо также учесть еще одну важную деталь. Договор купли-продажи и кредитный договор –
два самостоятельных договора, два самостоятельных обязательства.
Поэтому нарушение продавцом требований закона к качеству товара или услуги,
или не предоставление необходимой информации о нем не отменяет обязанность потребителя
погасить кредит. В случае просрочки внесения платежей на потребителя будет
возложена ответственность за это согласно кредитному договору. Однако если
впоследствии будет установлено нарушение прав потребителя по договору
купли-продажи, с продавца могут быть взысканы уплаченные по кредиту проценты.
Согласно ч. 6 ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в случае
возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет
потребительского кредита (займа), продавец обязан возвратить потребителю
уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем
проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа).
В соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав
потребителей» потребитель вправе отказаться от услуги, в любое время
при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных
с исполнением обязательств по данному договору.
Информация подготовлена Консультационным центром
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в
Красноярском крае»