Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
На рынке финансовых
услуг на протяжении уже длительного времени происходят изменения, важные как
для бизнеса, так и для потребителей – цифровизация оказания финансовых услуг.
Данный процесс открывает массу новых возможностей для пользователей, но в то же
время сопряжен с определенными рисками, касающимися безопасности осуществления
транзакций.
На сегодняшний день у
потребителей есть возможность, не выходя из дома воспользоваться основными финансовыми
услугами — от платежных (например, по оплате услуг ЖКХ) до получения
потребительского кредита — без посещения офиса. Это можно сделать удобным для
себя способом: в банкомате, платежном терминале, мобильном приложении, на сайте
или отправив СМС. Расчеты и платежи по таким услугам могут происходить с
помощью не только наличных или безналичных денег, но и особых цифровых средств,
например, электронных денег.
Банкоматы
и платежные терминалы— устройства
самообслуживания, средства платежей, которые делают возможным оплату товаров и
услуг без участия продавца, либо обналичивание денежных средств без участия
банковского кассира.
Банкоматы – стационарные
устройства самообслуживания (электронные «кассиры» банков), предназначенные в
первую очередь для обмена безналичных денег на наличные и обратно. Банкоматы
размещаются в офисах банков, торговых центрах и т.п.
Банковские платежные
терминалы – стационарные устройства самообслуживания для платежей. Как правило,
размещаются в офисах банков, обладают схожим, но более узким функционалом по
сравнению с банкоматами.
Мобильный банк, интернет-банк — программные
продукты, позволяющие пользователю дистанционно контролировать состояние своего
банковского и карточного счета, а также совершать платежи, переводы и покупки,
не выходя из дома, при помощи компьютера, планшета, мобильного телефона.
Мобильный банк – доступная держателю
банковской карты услуга по получению уведомлений от банка и управлению
банковской картой с помощью СМС. Для работы с мобильным банком подходит любой
мобильный телефон, даже «кнопочный», и не требуется интернет (команды
передаются по сотовой связи).
Для подключения нужно
предоставить свой номер телефона и дать банку соответствующее поручение. Список
СМС-команд и инструкции по их использованию для управления своим счетом можно
запросить в офисе банка или найти в интернете.
Интернет-банк – это инструмент
управления банковским счетом через интернет, то есть при помощи электронного
личного кабинета. Доступ в личный кабинет осуществляется с официального сайта
банка или из мобильного приложения (его можно установить на стационарный
компьютер, планшет или мобильный телефон).
Для подключения этой
услуги нужно получить в банке логин и пароль для входа в электронный личный
кабинет (иногда это возможно сделать через банкомат).
Электронные деньги — цифровые средства
платежа. Для их использования нужен электронный кошелек — своеобразный аналог
банковского счета. При помощи электронных денег пользователь может оплачивать
интернет-покупки, совершать денежные переводы и платежи, предоставляя
получателям минимальную информацию о себе.
Все эти новые и удобные
финансовые инструменты, впрочем, не только создают комфортную пользовательскую
среду, но и новые риски, которые нужно учитывать.
Чтобы сберечь свои деньги от финансовых злоумышленников, нужно соблюдать
следующие правила:
- не открывайте
электронные письма и сообщения от неизвестных отправителей, не переходите по
указанным в них ссылкам и не запускайте прилагаемые файлы;
- не направляйте никому
свои личные и платежные данные, не вводите их на неизвестных ресурсах, особенно
информацию, которая точно должна оставаться секретной. Например, CVC-код - три
цифры на оборотной стороне карты;
- если хотите приобрести
товары или отправить пожертвования через сайт, обратите особое внимание на его
адресную строку: фишинговые сайты, маскируясь под настоящие, могут
незначительно менять их адрес;
- установите на
компьютере и на всех других своих гаджетах надежную антивирусную защиту и
регулярно обновляйте ее;
- для покупок в
интернете оформите отдельную карту и кладите на нее нужную сумму
непосредственно перед покупкой;
- подключите
СМС-информирование об операциях по всем вашим картам. Получив сообщение о
проведении операции, которую вы не совершали, незамедлительно обратитесь с
заявлением в банк;
- если подозреваете, что мошенники смогли завладеть данными вашей карты, обратитесь в банк, заблокируйте карту и подайте заявку на выпуск новой.
Информация подготовлена Консультационным центром
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском
крае»
с использованием материалов, опубликованных на сайте
https://es.consumersinternational.org/