Право на возврат лекарственных препаратов и медицинских товаров - Непродовольственные товары - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае"

Право на возврат лекарственных препаратов и медицинских товаров

Товары, предлагаемые потребителям в аптеке, включают в себя: лекарства, различные медицинские изделия, витамины, средства гигиены и другую продукцию.

Рассмотрим более подробно, в каком случае аптека обязана принять проданный ранее товар и вернуть деньги покупателю, а когда обмен и возврат товара запрещен по закону. 

Возврат товара надлежащего качества

Приобретенные в аптеке товары надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.

В перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержден Постановлением Правительства РФ № 2463 от 31.12.2020г. входят следующие категории товаров:

· товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, медицинские изделия, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты;

· предметы личной гигиены и косметические товары.

Продажа лекарственными препаратами может осуществляться дистанционным способом, за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат, наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов. В таком случае покупатель вправе отказаться от доставленного лекарственного препарата надлежащего качества до оплаты заказа. В этом случае оплачивается только услуга по доставке.

Таким образом, потребитель вправе обменять и вернуть товар только в том случае, если он ненадлежащего качества или не предоставлена достоверная информация, обеспечивающая возможность правильного выбора товара.

Возврат товара ненадлежащего качества

При возникновении следующих ситуации потребитель вправе обратиться к продавцу с письменной претензией:

- продажа лекарственных препаратов с истекшим сроком годности;

- отсутствие обязательной информации о товаре на потребительской упаковке (наименование лекарственного препарата, наименование производителя, номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи) и штрихового кода.

- отсутствует инструкция по применению, или она может быть от другого средства;

- несоответствие описания препарата характеристикам (запаху, цвету, форме, размеру и иным показателям);

- сколы, мятая упаковка, негерметичная упаковка;

- поломка медицинского изделия;

- при выявлении иных недостатков в товаре.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» если товар продан ненадлежащего качества, покупатель по своему выбору имеет право на замену на такой же или аналогичный товар, на соразмерное уменьшение цены (скидка), на проведение ремонта (например, медицинской техники или оборудования) или на возврат денежных средств.

Требования о возврате денег и соразмерном уменьшении цены продавец должен удовлетворить в течение 10 дней со дня предъявления претензии.

Если предъявлено требование о замене, продавец обязан заменить товар в течение 7 дней со дня предъявления требования, а когда нужна дополнительная проверка качества - в течение 20 дней. Требование о замене удовлетворят в течение месяца, если аптечный товар отсутствует у продавца в момент предъявления претензии.

В случае нарушения права на информацию потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (ст.12 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

 В случае отказа в удовлетворении требований по претензии потребитель вправе обратиться в суд с иском о защите прав потребителей.

При покупке товара дистанционным способом, в случае доставки заказа ненадлежащего качества (ненадлежащее качество лекарственного препарата, доставленный заказ не соответствует заказанному по количеству или составу) покупатель вправе вернуть его работнику, осуществляющему доставку, без оплаты доставленного лекарственного препарата и (или) услуги по его доставке и (или) потребовать надлежащее исполнение заказа.

Покупатель вправе отказаться от доставленного лекарственного препарата надлежащего качества до оплаты заказа. В этом случае оплачивается только услуга по доставке.

Внимание! С 1 июля 2020 года в России введена обязательная цифровая маркировка лекарств средствами идентификации. Введение маркировки означает, что, начиная с указанной даты в розничной торговле продавец не имеет права предлагать к продаже немаркированные средствами идентификации лекарства. Но если лекарство было произведено до 1 июля, товар продается без нарушений до истечения срока годности. А вот от любого препарата, произведенного после этого срока, и не содержащего Data Matrix код, отказывайтесь от приобретения товара.

Благодаря приложению любой потребитель может самостоятельно проверить подлинность лекарств. Для этого нужно установить на смартфоне приложение «Честный ЗНАК» https://честныйзнак.рф/ и отсканировать код.

 

Подготовлено Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и

эпидемиологии в Красноярском крае»