Основные нарушения прав потребителей при кредитовании - Финансовые услуги - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае"

Основные нарушения прав потребителей при кредитовании

Основными нарушениями прав потребителей при кредитовании являются: непредставление полной и необходимой информации, введение в заблуждение потребителей о правовой сущности договоров; включение в договор условий ущемляющих права потребителей, навязывание дополнительных услуг.

Для принятия решения о получении потребительского кредита следует получить от сотрудников банка исчерпывающую информацию обо всех без исключения условиях, на которых осуществляется кредитование, в том числе обо всех платежах, связанных с получением кредита и его обслуживанием, погашением, тарифах на услуги.

 Обращайте внимание на полную сумму, подлежащую выплате потребителем, которую могут не указать, и которая не всегда идентична полной стоимости кредита. Если Вы не получили необходимых разъяснений или получили отказ в предоставлении такого рода информации, лучше отложить принятие решения о получении кредита.

В случае, если индивидуальными условиями договора потребительского кредита предусмотрено открытие кредитором заемщику банковского счета, все операции по такому счету, связанные с исполнением обязательств по договору потребительского кредита, включая открытие счета, выдачу заемщику и  зачисление на счет заемщика потребительского кредита, должны осуществляться кредитором бесплатно. Банк не вправе без письменного согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг.

Кроме того, предоставляя потребителю кредит, банки часто вынуждают потребителей заключать сразу несколько договоров (кредитный договор, договор залога (автомобиля), договора страхования). Однако действующим законодательством не предусмотрено обязательное заключение какого-либо договора страхования при автокредите (например, страхование КАСКО, личное страхование и др.). Страхование жизни и здоровья при заключении кредитного договора является правом, а не обязанностью потребителя.

Навязыванием услуг страхования жизни и здоровья будут считаться случаи, когда у потребителя отсутствовала возможность получить кредит без  данной услуги.

Если потребитель выбрал страхование добровольно (например: в заявление (договоре) нужно было отметить один из предложенных вариантов: 1 вариант - получение кредита со страхованием или 2 вариант – получение кредита без страхования и потребитель выбрал первый вариант), то в таких ситуациях нельзя говорить об обуславливании получения кредита обязательным страхованием.

Банки часто включают в кредитные договора условия ущемляющих права потребителей такие как: одностороннее изменение банком условий кредитного договора, о запрете на досрочное погашение кредита, взимание процентов за досрочное погашение кредита, обязанность заемщика получить сведения о размере последнего платежа до его совершения, а также о том, что все споры рассматриваются в суде по месту нахождения банка. Все эти условия ущемляют права потребителя и могут быть признаны недействительными.

Помните, что подписав кредитный договор, Вы согласились с его условиями и принимаете на себя обязательства по их выполнению, в том числе по возврату в установленные сроки суммы основного долга и уплате всех причитающихся платежей, за неисполнение  которых банк будет вправе обратиться с иском в суд.

Поэтому прежде чем подписывать кредитный договор тщательно изучите его, убедитесь, что кредитный договор не содержит условий, о которых Вам не известно или смысл которых Вам не ясен.

 

 

Информация подготовлена Консультационным пунктом
филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в г. Лесосибирске