Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Зачастую, приобретая различные
технически сложные товары, мы как потребители сталкиваемся с их недостатками, и
не знаем, как правильно предъявить требования или не остаться обманутыми
продавцом.
Так что же такое недостаток в технически сложном
товаре, и что делать при его обнаружении?
Как указанно в преамбуле Закона
РФ «О защите прав потребителей», недостаток
товара – это несоответствие товара обязательным требованиям,
предусмотренным законом или условиям договора или целям, для которых товар
такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в
известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию
при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Взаимоотношения потребителя и
продавца технически сложных товаров (далее ТСТ) регулируются специальными
нормами.
Если в ТСТ обнаружатся
недостатки в течение 15 дней со дня его передачи потребителю, то потребитель вправе не ремонтировать
товар, а вернуть товар продавцу и потребовать возврата
уплаченной за него суммы либо его замены на товар этой же или другой марки
(модели, артикула) с перерасчетом покупной цены. При этом неважно, какой
недостаток был обнаружен потребителем.
Если же недостаток обнаружен по истечении 15 дней с момента приобретения
товара, то в этом случае мы не имеем права при наличии любого недостатка
сразу же требовать замены товара или возврата денежных средств. В таком случае
мы имеем право лишь обратится к
продавцу с требованием о проведении
гарантийного ремонта товара (безвозмездного устранения недостатка).
Стоит
помнить! При сдаче товара на
гарантийный ремонт, срок действия гарантии продляется на тот период времени, в
течение которого товар находился на ремонте.
Законом РФ «О защите прав
потребителей» установлены случаи, при наступлении которых можно предъявить
требование о возврате денежных средств или замены товара в отношении ТСТ если
недостатки обнаружились по истечении 15
дней:
·
обнаружение
существенного недостатка товара;
(неустранимого недостатка или недостатка, который не может быть устранен без
несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или
проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки);
·
нарушение установленных
законом сроков устранения
недостатков товара (товар находится в ремонте более 45 дней);
·
невозможность
использовать товар
в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока
из-за неоднократного устранения его различных недостатков.
Порядок действий потребителя при обнаружении в ТСТ
недостатка
Если вы обнаружили
недостатки в ТСТ, рекомендуем придерживаться следующего порядка действий:
1.
Необходимо
обратиться с претензией к продавцу.
В претензии
необходимо указать, какие именно недостатки обнаружены в ТСТ, а также
конкретное требование, в соответствии с Законом РФ «О защите прав
потребителей».
В связи с вашим
обращением продавец вправе провести проверку качества товара.
В случае спора о
причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу
товара за свой счет.
Внимание! Если в результате
экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие
обстоятельств, за которые продавец (изготовитель) не отвечает (например,
механические повреждения, залитие и т.д.), потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а
также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Таким образом, чтобы не
нести дополнительные расходы по оплате экспертизы впоследствии, рекомендуем
убедиться в отсутствии своей вины при предъявлении требований продавцу о
проведении экспертизы товара.
Кроме того, стоит помнить, что продавец обязан провести экспертизу товара, только в период гарантийного срока, установленного на товар. Если на товар гарантийный срок не установлен,
то продавец не обязан проводить независимую экспертизу товара.
2. При отказе продавца от удовлетворения
требований потребителя в добровольном порядке потребитель вправе обратиться за
судебной защитой своих прав.
При подаче искового заявления
потребителю необходимо представить в суд доказательства, обосновывающие его
требования, а для установления наличия существенных недостатков товара может
потребоваться проведение экспертизы.
Информация
подготовлена Консультационным центром
ФБУЗ «Центр
гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае»