От претензии до суда - Судебная защита потребителей - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае"

 В идеале конфликт разрешается при переговорах. Как только от слов вы перешли к обмену официальными письмами, дело принимает серьезный оборот, а каждая «бумажка» приобретает особую значимость.

Конфликт, перешедший за рамки обычного делового общения, условно разделяют на две части: претензионный порядок и защита интересов в суде.

Претензионный порядок

Любые заявления и претензии рекомендуем составлять в письменной форме.

Во-первых, дома Вы сможете сосредоточиться и в спокойной обстановке изложить все свои замечания к качеству товара или услуги, сформулировать свои требования.

Во-вторых, формы претензий и жалоб, предлагаемые в месте продажи товаров и оказания услуг могут содержать ущемляющие права потребителя условия (например, в части сроков рассмотрения претензии).

В-третьих, Вам, во всяком случае, необходимо иметь дополнительный экземпляр заявления или претензии, который, с отметкой о дате его получения продавцом (исполнителем), останется у вас на руках.

Претензия составляется в двух экземплярах, первый отдается продавцу (исполнителю), а второй с отметкой о вручении остается у вас. В случае, если вручить претензию лично не представляется возможным, следует направить ее заказным письмом с уведомлением о вручении. Даже если адресат по каким-то причинам не заберет письмо из почтового отделения, оно в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ будет считаться доставленным, а значит бездействие продавца повлечет наступление установленных законом последствий.

Иногда первый этап опускают, но, есть исключения, когда соблюдение претензионного порядка необходимо, чтобы судья рассмотрел дело, а именно в случаях спора: с оператором связи, о качестве туристского продукта, а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза.

Если вам отказали в удовлетворении требований, указанных в претензии или вовсе не отвечают на претензию, разрешить спор поможет суд.

Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает для потребителей некоторые дополнительные гарантии при обращении в суд:

1) Возможность выбора суда: иск может быть предъявлен по выбору потребителя по месту нахождения продавца (исполнителя); по месту жительства или пребывания потребителя; по месту заключения или исполнения договора.

2) Освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.

3) Перераспределение бремени доказывания: если недостатки в товаре (работе, услуге) возникли в течение гарантийного срока, причину и момент их возникновения доказывает продавец (исполнитель), а не потребитель.

Исковое заявление подается в суд общей юрисдикции.

К компетенции мировых судей относятся имущественные споры, возникающие в сфере защиты прав потребителей, при цене иска, не превышающей 100 тысяч рублей.

В случае если цена иска превышает 100 тысяч рублей, дело подсудно районному суду.

Если вы хотите, чтобы по факту нарушения прав потребителя была проведена проверка, а нарушитель – привлечен к административной ответственности, необходимо обратиться с жалобой в орган, осуществляющий контроль и надзор в соответствующей сфере.

Это особенно важно, когда речь идет о масштабном нарушении, которое может затронуть права многих потребителей (например, нарушение санитарных норм в местах продажи продуктов питания или оказания услуг общественного питания, размещение шумного заведения в жилом доме и т.п.).

Если речь идет об обмане потребителя, обсчете, нарушении права потребителя на информацию, нарушении правил продажи товаров или оказания услуг, санитарных норм и правил, уполномоченным органом является Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, находится на ул. Каратанова, д. 21.

За соблюдением правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг следит Служба строительного надзора и жилищного контроля по Красноярскому краю, находится на ул. Парижской коммуны, д. 33.

Контроль и надзор в сфере связи и персональных данных осуществляет Енисейское Управление Роскомнадзора, находится на ул. Новосибирская, д. 64а.

 

Информация подготовлена Консультационным центром

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае»