Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
С началом пандемии, а
теперь и введением QR-кодов для посещения ТРЦ и магазинов все чаще для модного
шопинга мы прибегаем к услугам интернет-магазинов. Разбираемся, как это делать
безошибочно и безопасно.
Продажа дистанционным
способом основана на использовании телевизионной, почтовой, электронной связи
(то есть товары покупают через телевизионные магазины, интернет-магазины, по
каталогам, приходящим по почте, а также всеми иными способами, исключающими
непосредственное их изучение).
Выбирайте проверенных
продавцов
Надежность
магазина – первое, на что нужно обратить внимание при онлайн-шопинге. Чтобы
проверить сайт по этому критерию, уточните такие данные:
·
Покупайте через официальные приложения.
·
Проверяйте адресную строку сайта. Даже
лишняя буква или дефис могут привести покупателя на поддельный ресурс,
интерфейс которого похож на оригинал.
·
Реквизиты. На сайте интернет-магазина обязательно
должны быть указано фирменное наименование, сведения о месте нахождения, месте
производства товара с указанием адреса, ОГРН/ОГРИП, информация об условиях
покупки (оферте). Осторожнее нужно быть с теми магазинами, оплата товара в
которых возможна только одним способом - безналичным расчетом. Внимание: не
переводите деньги за покупку на банковскую карту физлиц!
·
Отзывы покупателей. Ознакомьтесь с отзывами
пользователей товара на форумах, в социальных сетях. Изучите репутация
продавца, исполнял ли он обязанности добросовестно, в срок?
·
Также следует уточнить, будет ли направлен на личную
почту электронный чек. В соответствии с положениями Федерального закона от 22.05.2003
г. № 54-ФЗ он должен направляться на указанный покупателем адрес электронной
почты или абонентский номер. Напомним, что на официальном сайте ФНС России
размещено специальное приложение, позволяющее проводить проверку кассовых чеков
и хранить их в электронном виде, а также проверить их легальность,
добросовестность продавца или сообщить о нарушении.
Описание
товара
Убедитесь, что вам предоставлена информация:
- о
потребительских свойствах товара, месте его изготовления, сроках службы,
годности и гарантийном сроке;
- о цене
и порядке оплаты товара. Если цена существенно ниже рыночной, имейте в виду,
что скорее всего это мошенники, продавец либо продаст подделку, либо исчезнет с
вашими деньгами после предоплаты.
- об условиях приобретения, сроке доставке. Если срок доставки при
оформлении заказа (договора) не указан, то продавец должен передать вам товар в
разумный срок. Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен
выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его
исполнении;
- о форме
и способах направления претензий;
- о
периоде, в который действительно предложение о заключении договора.
Потребитель
имеет право отказаться от товара надлежащего качества:
·
до его передачи – в любое
время;
·
после передачи товара – в
течение 7 дней;
·
а если информация о порядке
и сроках возврата товара не была предоставлена потребителю в письменной форме в
момент его доставки, то в течение трех месяцев с момента передачи
товара.
Следует отметить, что возврат товара надлежащего
качества возможен лишь в случае, если сохранены его товарный вид,
потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия
покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя чека не лишает его
возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного
продавца.
В
случае, если доставленный по заказу потребителя товар оказался ненадлежащего
качества, то права
потребителя и алгоритм действий по их реализации ничем не отличается от
того, как если бы товар был приобретен в обычном магазине традиционным
способом.
Информация
подготовлена Консультационным центром
ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Красноярском крае»