Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Новая бытовая техника сломалась, в
купленной недавно одежде или обуви в первый же день проявился брак? Вероятно,
Вами приобретен некачественный товар. Рассмотрим более подробно, что же должен знать
потребитель о своих правах в подобной ситуации?
В случае обнаружения в товаре недостатков потребитель по своему выбору
вправе потребовать:
·
замены на товар этой же марки или на такой же товар
другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
·
соразмерного уменьшения покупной цены;
·
безвозмездного устранения недостатков или
возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
·
возврат денежных средств.
Указанные
требования предъявляются продавцу либо уполномоченной организации, или
уполномоченному индивидуальному предпринимателю в течение гарантийного срока или срока годности.
Отдельные особенности установлены
в отношении технически сложных
товаров:
1.
Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты;
2.
Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры;
3.
Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы;
5.
Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты;
6.
Оборудование беспроводной связи для бытового использования;
7.
Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные;
8.
Лазерные или струйные многофункциональные устройства;
9.
Комплекты спутникового телевидения;
10.
Телевизоры, цифровые фото- и видеокамеры;
11.
Холодильники, посудомоечные, стиральные, сушильные машины, кухонные комбайны,
плиты; микроволновые печи, робот-пылесосы,
12.
Часы механические, электронно-механические и электронные с двумя и более
функциями;
13.
Инструмент электрифицированный, и другие товары
В
отношении таких товаров потребитель при обнаружении в нем недостатков вправе в
течение 15 дней со дня
покупки:
· потребовать
возврата уплаченной за такой товар суммы;
· предъявить
требование о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой
марки с соответствующим перерасчетом покупной цены.
По
истечении названного срока требования о возврате денег или замене товара
подлежат удовлетворению только в случаях:
· обнаружения существенного недостатка товара;
· нарушения
сроков устранения недостатков товара;
· невозможности
использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности
более чем 30 дней вследствие неоднократного
устранения его различных недостатков.
Требование
может быть предъявлено как в
устной, так и в письменной форме.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у
потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. У
потребителя есть право участвовать в такой проверке.
Если же
продавец в ходе проведения проверки качества недостатков в товаре не выявил и
возник спор об их наличии или причинах, продавец обязан провести экспертизу
товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при
проведении экспертизы товара, и в случае несогласия с ее результатами, оспорить
заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Сроки
удовлетворения требований потребителя:
· Замена товара на товар этой же или другой марки – 7 дней. При
необходимости дополнительной проверки качества – 20 дней. При отсутствии
необходимого для замены товара – 1 месяц;
· Соразмерное уменьшение цены – 10 дней;
· Безвозмездное устранение недостатков – не более 45
дней;
· Возврат уплаченной за товар денежной суммы - 10 дней.
Ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя
За нарушение указанных выше сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара.
Информация подготовлена
Консультационным центром
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае»