Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не
были оговорены продавцом, потребитель
в течение гарантийного срока или срока годности по своему
выбору вправе потребовать:
·
замены на товар этой же марки или на такой же
товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
·
соразмерного
уменьшения покупной цены;
·
безвозмездного
устранения недостатков товара или
возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
·
возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счет
потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В случае если, гарантийные сроки или сроки годности на
товар не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если
недостатки товаров обнаружены в разумный
срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более
длительные сроки не установлены законом или договором.
Отдельные особенности установлены в
отношении технически сложных товаров, например, таких как автомобили,
смартфоны, холодильники, посудомоечные, стиральные, сушильные машины, кухонные
комбайны, плиты; микроволновые печи, робот-пылесосы, инструмент
электрифицированный, и другие товары, входящие в Перечень технически сложных
товаров, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10
ноября 2011 г. N 924.
В отношении таких товаров потребитель
при обнаружении в нем недостатков вправе в
течение 15 дней со дня покупки:
• потребовать
возврата уплаченной за такой товар суммы;
• предъявить
требование о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой
марки с соответствующим перерасчетом покупной цены.
По истечении указанного срока
требования о возврате денежных средств или замене товара подлежат
удовлетворению только в случаях:
• обнаружения
существенного недостатка товара;
• нарушения
сроков устранения недостатков товара;
• невозможности
использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности
более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных
недостатков.
Сроки
удовлетворения требований потребителей
Закон
о защите прав потребителей устанавливает сроки, в течение которых продавец
должен рассмотреть претензию потребителя, провести проверку качества и
экспертизу товара при необходимости, удовлетворить требование потребителя (сделать
ремонт, произвести замену товара, осуществить возврат денег) или дать иной
ответ на претензию.
Сроки
удовлетворения требований потребителя:
• Замена
товара на товар этой же или другой марки – 7 дней. При необходимости
дополнительной проверки качества – 20 дней. При отсутствии необходимого для
замены товара – 1 месяц;
• Соразмерное
уменьшение цены – 10 дней;
• Безвозмездное
устранение недостатков – не более 45 дней;
• Возврат
уплаченной за товар денежной суммы - 10 дней.
Ответственность продавца за просрочку
выполнения требований потребителей
В случае отказа в удовлетворении законных требований в добровольном порядке, потребитель
имеет право обратиться в суд для защиты своих прав, а также с иными требованиями,
предусмотренными законом.
В случае просрочки исполнения требований потребителя потребитель вправе
предъявить продавцу следующие требования:
- о взыскании неустойки (пени) в размере 1 % цены товара;
-
возмещении убытков;
- возмещении морального вреда.
В случае удовлетворения судом
требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца за
несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф
в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Информация подготовлена Консультационным центром
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае».