Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Популярность
различных онлайн продуктов, обучений в современных реалиях растет очень быстро,
но не всегда то, что предлагают покупателям, является качественным продуктом.
Вы оплатили обучение, начали его проходить и в процессе поняли, что он вам не
подходит. Либо еще даже не начали и передумали.
В каких случаях и
каким образом можно вернуть деньги, оплаченные за онлайн курс?
По
закону онлайн-курсы - это услуга, которая предоставляется в дистанционной
форме. Оказание образовательных услуг гражданам регулируется Законом о защите
прав потребителей.
Отказаться
от услуги заказчик вправе в любой момент вне зависимости от причины (п. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона о защите прав
потребителей) – это право не может быть ограничено договором или
пользовательским соглашением, составленным школой.
Будьте
внимательны! Онлайн-курсы деловой направленности, обучающие
предпринимательской деятельности или ее отдельным аспектам, могут расцениваться
как приобретенные в предпринимательских целях и по этой причине не подпадать
под действие Закона о защите прав потребителей. А это значит, что в данном
случае закон позволяет школе предусмотреть денежную компенсацию за отказ от
образовательных услуг в одностороннем порядке (п. 3 ст. 310 ГК РФ).
Поэтому, если решили пройти бизнес-тренинг, обязательно предварительно
ознакомьтесь с условиями договора на предмет того, предусмотрено ли там такое
условие.
Для
возврата денежных средств за онлайн-курс важен момент: доступ сразу ко всем
материалам вам предоставлен или уроки открываются поэтапно.
1.
Если вы еще не приступили к обучению, деньги можно вернуть в полном объеме.
2. Если
вы получили доступ сразу ко всему курсу, даже если материалы так и не были
просмотрены, или прошли весь курс, а потом решили, что он вам не подходит,
вернуть деньги будет проблематично, только если вы докажете не качественность
курса, для этого нужна экспертиза.
Услуга
может считаться некачественно оказанной, к примеру, если: объем программы был
существенно уменьшен; содержание программы оказалось иным, чем было оговорено;
обучение ведется по устаревшим материалам и программам; уровень (класс)
преподавателя ниже заявленного; не было обещанной обратной связи (например, вы
оплатили марафон с регулярной обратной связью, однако за все время тренер
выходил на связь лишь один раз); был изменен заранее утвержденный график
проведения занятий без согласования с учеником, и др.
В
подобных случаях применяется п. 1 ст. 29 Закона о
защите прав потребителей, в соответствии с которым заказчик
некачественно оказанной услуги вправе потребовать устранить недостатки (при
такой возможности) или уменьшить цену оказываемой услуги.
Однако
если недостатки не будут устранены или речь идет о существенном недостатке
(явном отступлении от условий договора), то вы имеете право отказаться от
такого обучения и потребовать возвратить уплаченные средства в полном объеме.
Для
того чтобы была возможность сослаться на грубое отступление от договоренностей,
рекомендуем до оплаты запросить у школы документ, где будут зафиксированы все
основные моменты по конкретному выбранному курсу: программа обучения, уровень
преподавателя, график занятий и т.д.
3. Если
же вы прошли часть курса, то возврат может быть произведен пропорционально за
не открытые уроки.
Что нужно сделать,
чтобы вернуть деньги:
1. Написать
претензию. Изложите суть ваших претензий относительно онлайн курса, иные
причины, по которым вы вынуждены вернуть деньги (болезнь, курс потерял для вас
актуальность, изменение финансовых обстоятельств). Там же укажите о своем
желании расторгнуть договор и получить свои деньги обратно.
2. Отправьте
претензию на электронную почту, а также заказным письмом с уведомлением и
описью вложения по юридическому адресу организации или по месту регистрации
индивидуального предпринимателя.
3. По
Закону о защите прав потребителей ответ на претензию должен быть дан в течение
10 дней. Требуйте, чтобы ответ был дан в письменном виде, звонки с просьбами
передумать и отказами в возврате денежных средств не являются ответами на претензию,
имеющими юридическое значение.
4. В
случае отказа или не получения ответа от продавца курса, вы можете обратиться в
суд. В суд можно подать по своему месту жительства, а не только по месту
нахождения ответчика, что очень удобно.
При
обращении в суд потребителем могут быть предъявлены требования о компенсации
морального вреда, неустойки за каждый день просрочки, требования о взыскании
штрафа в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за
неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя, а также
судебные расходы.
Информация
подготовлена Консультационным центром
ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае»