Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Выходя на
рынок, потребитель ставит перед собой целью максимальное удовлетворение своих
потребностей, получение наивысшего уровня полезности от потребления какого-либо
блага.
Так же, как
и производитель, потребитель не является абсолютно свободным в своем выборе.
Он вынужден
учитывать не только свои личные предпочтения, но и доход, имеющийся в его
распоряжении, рыночные цены на интересующие его товары и услуги, другие факторы
рыночной конъюнктуры.
Отсюда следует, что поведение потребителя должно быть
рациональным.
Но всегда ли
желаемое соответствует действительности? И что такое «рациональное поведение
потребителя»?
Рациональное поведение потребителя – это поведение потребителя,
направленное на максимизацию полезности потребляемых благ. Наиболее важным
является принцип максимизации полезности.
Он считается основным в поведении человека и при определении его выбора.
Полезность – это способность определённого блага удовлетворять человеческие
потребности.
Наибольшую
роль играет качество. Кроме него, значительное влияние имеет ещё долговечность,
внешний вид, легкость использования, комфорт, роскошь и тому подобное. Другим
важным принципом, которые влияет на рациональное поведение потребителя,
является суверенность человека. То есть насколько он не подвержен внешнему
влиянию.
План
действий каждого отдельного человека предусматривает активность в рамках его
системы предпочтений. Но учитывать конкретные значения здесь чрезвычайно сложно
из-за эффектов потребительного взаимовлияния.
Давайте
рассмотрим, какие же их виды существуют:
«Эффект
сноба». В данном случае подразумевается создание ситуации, когда покупка
делается исключительно для того, чтобы подчеркивать своё социальное положение.
«Эффект
Веблена». Под этим подразумевается ситуация, когда демонстративно и подчеркнуто
совершаются покупки, которые позволяют выделить положение человека. Как
правило, это относится к приобретению товаров, которые имеют чрезвычайно
высокую цену и не доступны большинству людей.
«Эффект
предположительного качества». Это обозначение ситуации, когда товары с
одинаковыми характеристиками в разных магазинах реализуются по различным ценам.
«Эффект
присоединения к большинству». Является выражением желания ни в чём не уступать
другим людям, которые являются более «успешными».
«Нерациональный
спрос». Покупка совершается только из-за того, что её сделал какой-то другой
человек, который оказывает на покупателя значительное влияние.
«Спекулятивный спрос» - возникает в условиях дефицита товаров.
В заключении
отметим, что выбор потребителя зависит
прежде всего от его потребностей и вкусов, привычек, традиций, т. е. от
предпочтений потребителя, которые основаны на признании преимуществ одних благ
перед другими. Выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, но
и ценой выбираемых продуктов, а также его ограниченными доходами и
возможностями. Поэтому немаловажным фактором является цена блага.
Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем
того человека, который действительно выбрал наилучший вариант потребительского
поведения. Но, к сожалению не всегда поведение потребителя на рынке
рационально: товары покупаются зря, а порой потребитель разочаровывается в
своей покупке.
Поэтому каждому необходимо придерживаться рационального поведения,
для максимизации полезности потребляемых
благ.
Быть рациональным потребителем - в интересах каждого человека.
Информация подготовлена Консультационным
центром
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в
Красноярском крае»
с использованием материалов nsportal.ru