Верховный Суд РФ признал некоторые положения правил пользования услугами в Аквапарке незаконными

Верховный Суд РФ признал некоторые положения правил

пользования услугами в Аквапарке незаконными

 

Владельцы аквапарка незаконно ограничили права потребителей приносить с собой свою еду и напитки, в том числе в зону общественного питания, а также на   сохранность вещей, которые клиенты оставляют в шкафчиках (Определение Верховного Суда РФ от 15 сентября 2017 г. № 306-КГ17-12283).

Аквапарк обязан впускать даже тех клиентов, которые не согласны соблюдать внутренние Правила пользования услугами аквапарка поскольку это противоречит пункту 3 статьи 426 Гражданского кодекса РФ в которой установлено, что отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Аквапарк получил предписание Роспотребнадзора об исключении названных положений из своих Правил пользования услугами Аквапарка.

Суды трех инстанций единодушно сошлись в том, что указанные положения Правил пользования услугами незаконны:

-законодательство не предусматривает установление такого ограничения, как запрет на пронос напитка, для предоставления публичных развлекательных услуг населению. Значит, аквапарк ущемляет права тех потребителей, которые пришли с билетами и с приобретенными вне парка продуктами и напитками. Согласно  п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора;

-в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования не причиняла вред имуществу потребителя. Следовательно, оставляя на хранение личные вещи, клиент аквапарка должен быть уверен, что обеспечена их сохранность и целостность на время предоставления услуги. Поэтому положения Правил о том, что аквапарк не принимает на хранение вещи посетителей, а лишь предоставляет им в пользование персональные шкафчики, вследствие чего не несет ответственности за оставленные в них вещи, ущемляет установленные законом права потребителей.

Судья ВС РФ, изучив кассационную жалобу аквапарка, не увидела оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов и отказала в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Обратите внимание! Организация, не располагающая гардеробом, но имеющая места, специально отведенные для хранения вещей посетителей, обязана принять все меры для обеспечения сохранности вещей, оставляемых без сдачи их на хранение (п. 2 ст. 924, п. 1 ст. 891 ГК РФ).

В случае утраты, недостачи или повреждения вещей, принятых на хранение, организация несет ответственность при наличии ее вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (п. 1 ст. 401, п. 1 ст. 901 ГК РФ). При безвозмездном хранении убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению при утрате вещей - в размере стоимости утраченных или недостающих вещей (п. 2 ст. 902 ГК РФ).

 

Информация подготовлена Консультационным центром

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» по материалам, опубликованным на сайте www.garant.ru