Памятка потребителям при возврате денежных средств за тур в случае отказа в получении визы


Как известно, для путешествия в некоторые страны гражданам России необходима виза. Поэтому к началу путешествия для пересечения государственной границы иностранного государства необходимые документы должны быть оформлены. В случае если виза не получена или в ее выдаче отказано, туристическая поездка не состоится.

От причин неполучения визы завися и то, какие будут для туриста последствия. Виза может быть не получена по независящим от сторон причинам, по вине туриста, или по вине туроператора (турагента).

 

Неполучение визы по независящим от сторон причинам

Туристу могут отказать в выдаче визы без объяснения причин, в том числе в случаях, когда все формальности были четко соблюдены со стороны туроператора (турагента).

Если причина отказа в получении визы не зависела ни от туриста, ни от турагента, применяются положения п. 3 ст. 781 Гражданского кодекса РФ, согласно которой, при невозможности оказать услуги по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, турист обязан оплатить фактически понесенные расходы. Эти расходы должны быть документально подтверждены.

Формальных требований к подтверждению расходов не существует. Как правило, в состав доказательств включаются договоры туроператора с поставщиками, счета на оплату услуг, платежные поручения, письма партнеров и другие документы.

В случае несогласия с представленными расходами, потребитель вправе обратиться в суд.

 

Неполучение визы по вине туриста

В ряде случаев отказ в выдаче визы может быть по вине самого туриста. Это возможно, например, при некорректном или неверном заполнении анкеты, недостаточности предоставленных документов или при наличии неточности в них, в случае неверно указанных данных, таких как место жительства, работы и по другим причинам.

Если причиной отказа в получении визы послужили действия самого туриста, то в соответствии с п. 2 ст. 781 Гражданского кодекса РФ услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

 

Неполучение визы по вине турагента

Обычно нарушения со стороны турагента выражаются в непредставлении туристу информации по вопросам оформления визы либо, например, не предоставление информации о необходимом перечне документов или в действиях, которые привели к непредставлению визы (ст. 14 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

Кроме того, исполнитель обязан своевременно информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут снизить качество туристского продукта и повлечь за собой невозможность оказания услуг, входящих в туристский продукт, в сроки, указанные в договоре о реализации туристского продукта.

В том случае, если туристу несвоевременно предоставлена информация об отказе в выдаче визы, то он лишен возможности изменить страну временного пребывания, воспользоваться своим правом требовать изменения условий договора и избежать расходов, связанных с невозможностью совершения путешествия. Соответственно, в подобных ситуациях применяться положения ст. ст. 12, 28, 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1, согласно которым исполнитель (турагент) обязан не просто вернуть все оплаченные по договору денежные средства, но и возместить убытки потребителя.

К дополнительным убыткам туриста могут быть отнесены расходы на проезд из города проживания туриста к месту начала несостоявшегося путешествия (например, перелет из региона где проживает турист в город, в котором находится аэропорт отправления и другие расходы).

 

Информация подготовлена Консультационным центром 
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» с использованием материалов, опубликованных в СПС Консультант плюс