Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Основная деятельность консультационных Центра и
пунктов связана с осуществлением функций по информированию и консультированию
граждан и хозяйствующих субъектов по вопросам защиты прав потребителей.
За 2018 год в консультационные Центр и пункты
поступило 5252 обращения, из них 3645 (69%) по телефону, 1046 (20%) на личном
приеме, 561 (11%) с использованием электронных средств связи (на электронную
почту, через форму обращений на сайте http://fbuz24.ru, в группах социальных сетей («Вконтакте»,
«Одноклассники», «Фейсбук»).
Наибольшее количество обращений
поступило по вопросам продажи технически сложных товаров, включая мобильные телефоны – 1352 (25,7 % от общего числа обращений); по вопросам
продажи непродовольственных
товаров (одежда, обувь, мебель, игрушки, парфюмерия, косметика и др.) – 1020 (19,4%), по общим вопросам применения законодательства о защите
прав потребителей –
722 (13,7 %), за консультацией по оказанию финансовых услуг обратилось 369 человек (7%), бытовых услуг – 330 (6,3 %),
иных услуг
(долевое строительство, услуги связи, туристические, транспортные, медицинские
и др.) –
318 (6,1%), по услугам жилищно-коммунального хозяйства - 259 (4,9%), по вопросам продажи товаров, приобретенным дистанционным
способом – 137 (2,6%), по вопросам продажи продовольственных товаров – 86 (1,8%),
и прочим вопросам - 659 (12,5%).
В рамках реализации плана государственного задания
консультационные Центр и пункты рассмотрели 4200 обращений потребителей, и
провели 260 правовых экспертиз спорных правоотношений на предмет наличия
признаков нарушения законодательства о защите прав потребителей.
В целях эффективной защиты прав потребителей в
процессе оказания консультационных услуг специалистами Центра и пунктов было
подготовлено 205 документов, из них 74 претензии (36,1 % от общего числа документов), 128 (62,4%) исковых заявлений и 3 (1,5%)
жалобы в органы надзора (контроля). Кроме того, с целью защиты прав
потребителей специалистами консультационного Центра и пунктов было принято
участие в 22 судебных заседаниях. Решения судов по искам в защиту прав
потребителей при участии специалистов консультационного Центра и пунктов в
большинстве своем вынесены в пользу потребителей.
Центром и пунктами за 2018 год проведено 139 различных
мероприятий, направленных на повышение уровня
потребительской грамотности, а именно семинарские занятия, лекции, выездные
консультации, акции бесплатной юридической помощи, в том числе в рамках
празднования Всемирного дня защиты прав потребителей, Всемирного дня здоровья,
Всемирного дня без табака. В рамках IV Всероссийской недели финансовой
грамотности для детей и молодежи, проводимой в рамках проекта Минфина России
«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию
финансового образования в Российской Федерации», совместно с Управлением
Роспотребнадзора были организованы и проведены открытые уроки и лекции,
анкетирование и тестирование в образовательных учреждениях, беседы с учащимися
10 и 11 классов, а по окончании открытых уроков и лекций проводились
мини-олимпиады. Также специалисты Консультационного центра ежемесячно принимали
участие в акции бесплатной юридической помощи, организатором которой выступает
Красноярское региональное отделение Ассоциации юристов России.
Также была организована работа 116 «горячих линий» по вопросам
оказания финансовых, жилищно-коммунальных, туристических услуг, продажи
детских, продовольственных товаров, продажи товаров дистанционным способом, и
пр.
Кроме того, консультационные Центр и пункты в 2018
году активно вели просветительскую работу, разрабатывая, издавая и
распространяя в этих целях статьи, памятки, брошюры, информационные листовки
для граждан и хозяйствующих субъектов. Всего было
подготовлено и опубликовано 513 информационных статей по различным вопросам
защиты прав потребителей, из них 500 статей опубликовано на Интернет-ресурсах, 13
– в печатных изданиях. В консультационных Центре и пунктах имеется
Инфотека, где содержится подборка регулярно обновляемой
информационно-справочной и правовой информации, так же оформлены информационные
стенды. Разработано 75 методических материалов для
распространения по следующим темам: «Памятка потребителю при выборе
гостиничных услуг», «Памятка потребителям, путешествующих поездами и
самолетами», «Всемирная зимняя Универсиада», «Памятка потребителю при возврате
товара, купленного в кредит», «Памятка потребителю при покупке товаров в
Интернет-магазине», «Продажа изделий из драгоценных металлов», «Советы
потребителям при покупке строительных материалов», «Памятка потребителям при
оформлении автокредита», «Поверка счетчиков воды», «Советы при покупке
продуктов питания со скидкой», «Потребителям платных медицинских услуг» и др. Всего распространено более
7000 экземпляров методического материала.
Актуальная информационно-справочная информация по
вопросам защиты прав потребителей, а также сведения о деятельности
консультационных Центра и пунктов регулярно размещаются на официальном сайте http://fbuz24.ru, в группах социальных сетей
«Вконтакте» https://vk.com/konsultantzpp, «Одноклассники» https://ok.ru/zppfbuz24, «Twitter» https://twitter.com/KonsultantZpp, «Инстаграм» https://www.instagram.com/konsultant_zpp/.