Определение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 29.08.2019г. (об обязании соблюдения безопасности на ЖД платформах) - Транспортные услуги - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае"

Определение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 29.08.2019г. (об обязании соблюдения безопасности на ЖД платформах)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июля 2019 года Поселок Нижний Ингаш

Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующей судьи Бондаренко Г.В.,

при секретаре Юзефович Н.А.,

с участием представителя истца Гисса Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-360/2019 (24RS0038-01-2019-000382-73) по иску Иланского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании оборудовать пассажирские платформы железнодорожного вокзала станции Ингашская специальными устройствами, обеспечивающими доступность для инвалидов,

Установил:

Иланский транспортный прокурор в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» об обязании оборудовать пассажирские платформы железнодорожного вокзала станции Ингашская специальными устройствами, обеспечивающими доступность для инвалидов. Требования мотивированы тем, что Иланской транспортной прокуратурой в апреле 2019 года проведена проверка соблюдения ОАО «РЖД» законодательства, направленного на защиту прав инвалидов при оказании услуг железнодорожного транспорта на пассажирских посадочных платформах железнодорожного вокзала станции Ингашская, находящихся на балансе Красноярской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» (далее по тексту - Красноярская дирекция пассажирских обустройств), в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.                                  В силу ч.1 ст7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны беспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Согласно ч. 7 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. В силу ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту - Перечень). Согласно п. 41 Перечня в него включен Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (СП 59.13330.2012), утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 (далее по тексту - СП 59.13330.2012). Согласно п. 7.4.15 СП 59.13330.2012 на кромках посадочной стороны перрона следует применять предупредительные сигнальные полосы вдоль краев платформы, а также тактильные наземные указатели для пассажиров с недостатками зрения. В соответствии с п. 4.1.14 СП 59.13330.2012 лестницы должны дублироваться пандусами. Кроме того, в соответствии с положением п. 3.14 СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», одобренных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 70 (далее по тексту - СП 35-101- 2001), установлено, что предупреждающая сигнализация о приближении к препятствиям (лестницам, пещеходному переходу, окончанию островка безопасности, краю платформы и др.) для людей с недостатками зрения следует также обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, применением информирующего рельефа (покрытия) и яркой контрастной окраски. Помимо этого, в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 04.06.2013 № 1252р, изданным в целях повышения качества обслуживания пассажиров, установлены требования к конструктивным материалам, используемым для покрытия пассажирских платформ и прилегающим территорий. Так, на пассажирских платформах для пассажиров с ослабленным зрением должны применяться отличные по структуре покрытия поверхности, образующие дорожки (тактильные полосы) вдоль всей длины платформы, обозначающие опасные участки и направления движения (п. 5.4.4), а также пандусами (п. 5.2.7). В соответствии с п. 7.1.3 вышеуказанного распоряжения переходы, соединяющие привокзальную площадь, пассажирское здание и платформы, должны быть оборудованы устройствами для обслуживания инвалидов и маломобильных групп населения согласно требованиям: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям». В ходе проверки, проведенной 10.04.2019 Иланской транспортной прокуратурой, установлено, что ОАО «РЖД» является собственником пассажирских платформ железнодорожного вокзала станции Ингашская, находящихся на балансе Красноярской дирекции пассажирских обустройств. При этом целевое назначение указанных объектов - обеспечение неопределенному кругу лиц доступа к услугам железнодорожного транспорта общего пользования (предоставление возможности осуществить посадку в электропоезд, высадку из электропоезда). В ходе проверки выявлено, что в нарушение п. 7.4.15 СП 59.13330.2012, п. 3.14 СП 35-101-2001, п. 5.4.4 Распоряжения ОАО «РЖД» от 04.06.2013 № 1252р на кромках посадочных сторон платформ железнодорожного вокзала станции Ингашская (платформы пассажирская береговая, пассажирская островная) отсутствуют тактильные наземные указатели для пассажиров с недостатками зрения. При этом названные пассажирские платформы предназначены для посадки и высадки пассажиров, как пригородных поездов, так и поездов дальнего следования. Отсутствие специальных устройств, обеспечивающих доступность для инвалидов вышеуказанных пассажирских платформ существенно нарушает права пассажиров, имеющих инвалидность, на получение услуги по перевозке железнодорожным транспортом в надлежащих условиях. При этом по своему целевому назначению тактильные наземные указатели на кромках пассажирских платформ, предназначены для обеспечения доступности платформ для лиц с нарушением зрения, влекущими необходимость использования специальных тростей. В соответствии с положениями Приказа Минтруда России от 29.09.2014 № 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», нарушения опорнодвигательного аппарата, влекущие необходимость использования инвалидных кресел, а также нарушения зрения, влекущие необходимость использования специальных тростей, относят граждан, имеющих данные нарушения здоровья к категории инвалидов I и II групп. Согласно сведениям, представленным ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иланском районе Красноярского края, на территории п. Нижний Ингаш и Нижнеингашского района проживает 801 лицо, относящихся к категории инвалидов I и II групп, что свидетельствует о востребованности специальных устройств, обеспечивающих доступ инвалидов на объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, на пассажирских платформах железнодорожного вокзала станции Ингашская. Необходимо отметить, что Иланский транспортным прокурором в адрес начальника Красноярской дирекции пассажирских обустройств 19.04.2019 вносилось представление об устранении нарушений закона, в котором предлагалось принять меры к оборудованию пассажирских платформ железнодорожного вокзала станции Ингашская специальными устройствами, обеспечивающими доступность для инвалидов. В удовлетворении требований прокурора об устранении нарушений закона отказано. Таким образом, в настоящее время, беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения к вышеуказанным объектам транспортной инфраструктуры не обеспечен, что нарушает права неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями на пользование железнодорожным транспортом в полном объеме. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Неопределённый круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Круг пассажиров, являющихся инвалидами, у которых имеются и возникнут намерения на получение услуги железнодорожного транспорта посредством использования пассажирских платформ железнодорожного вокзала станции Ингашская, невозможно индивидуализировать (определить). Тем самым, круг лиц, чье право на предоставление указанной услуги нарушено ввиду не оборудования платформ специальными устройствами, обеспечивающими доступность для инвалидов, является неопределённым. Реализация прокурором права на обращение в суд в интересах неопределённого круга лиц корреспондирует предусмотренному статьей 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав в виде присуждения к исполнению обязанности в натуре. Данный иск вытекает из правоотношений о защите прав потребителей и разрешение его в Нижнеингашском районном суде не противоречит правилам подсудности установленным ч. 7 ст. 29 ГПК РФ. Просит суд: признать незаконным бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в не оборудовании пассажирских платформ железнодорожного вокзала станции Ингашская (пассажирская береговая, пассажирская островная) специальными устройствами, обеспечивающими доступность для инвалидов; обязать ОАО «РЖД» в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать пассажирские платформы железнодорожного вокзала станции Ингашская (пассажирская береговая, пассажирская островная) тактильными наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения;

19.07.2019 года в суд поступило ходатайство от ответчика о передаче данного гражданского дела в Железнодорожный районный суд г.Красноярска, по месту нахождения большинства доказательств, либо в Мещанский районный суд г.Москвы в случае несогласия истца, поскольку согласно п. 25 Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» заявления прокурора, уполномоченного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения потребителей (их ассоциации, союза), имеющих статус юридического лица, о защите прав неопределенного круга потребителей рассматриваются судом с соблюдением общих правил подсудности, предусмотренных ст.28 ГПК РФ, - по месту нахождения ответчика.

Представитель истца Гисса Е.В. не возражает передать данное гражданское дело в Железнодорожный районный суд г.Красноярска по месту нахождения большинства доказательств.

Статьей 28 ГПК РФ предусмотрено, что иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Однако, ст.29 ГПК РФ предусматривает, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора. Вместе с тем, п.25 Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» заявления прокурора, уполномоченного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения потребителей (их ассоциации, союза), имеющих статус юридического лица, о защите прав неопределенного круга потребителей рассматриваются судом с соблюдением общих правил подсудности, предусмотренных ст.28 ГПК РФ, - по месту нахождения ответчика.

Согласно п.2,3 ч.2 ст.33 ГПК РФ суд передает дело на рассмотрение в другой суд, если обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств либо при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Судом установлено, что данное гражданское дело принято судом с нарушением правил подсудности, вместе с тем ответчик ходатайствует о передаче дела в суд по месту нахождения большинства доказательств и истец не возражает против этого, то суд удовлетворяет ходатайство и данное гражданское дело по подсудности подлежит передаче в Железнодорожный суд г.Красноярска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 33, 224, 225 ГПК РФ, суд

Определил:

Передать по подсудности гражданское дело №2-360/2019 (24RS0038-01-2019-000382-73) по иску Иланского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании оборудовать пассажирские платформы железнодорожного вокзала станции Ингашская специальными устройствами, обеспечивающими доступность для инвалидов в Железнодорожный районный     суд г.Красноярска.

Определение может быть обжаловано в 15-ти-дневный срок в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд Красноярского края.