Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Для потребителей чат-боты полезны при
заказе еды, товаров или билетов на концерт. Также они помогают в решении
проблем в банковской сфере, когда у клиентов возникают вопросы о балансе и
транзакциях, это существенно экономит время человека.
Но давайте разберемся, что вообще
такое чат-боты и какие они могут нести опасности?
Чат-боты представляют собой компьютерные
программы, способные имитировать человеческое общение. Их делят на
два типа:
1. В
алгоритме которых прописаны ответы и действия на определенные слова-команды.
Такие чат-боты используются компаниями для поддержки и обслуживания, например,
в качестве расширенного поисковика по сайту.
2. Чат-боты,
в которых широко применяется искусственный интеллект.
По мере того как чат-боты стали набирать
популярность у обычных людей, ими стали пользоваться и мошенники. Их
применяют в двух направлениях: для создания «человеческих» текстов, которые
потом используются в фишинговых рассылках, и для создания кода вредоносной
программы.
Также мошенники взламывают
чат-боты различных компаний и организуют рассылку-опрос, с помощью которой
собирают личную информацию: номера телефонов, геопозицию и т.д. Также хакеры
могут создавать собственные чат-боты, что придает фишинговому сайту большую правдоподобность,
— люди доверяют чат-ботам и не подозревают, что «сливают» им свои данные.
Например, одна из распространенных схем
мошенничества, размещение в общественных местах QR-кодов с
объявлением о бесплатной консультации по социальным выплатам, код в свою
очередь ведет на чат-бот в одном из мессенджеров. При общении с чат-ботом людей
убеждали, что они имеют право на соцвыплату, после чего жертвы вводили свои
финансовые данные, которые и похищали мошенники.
В некоторых случаях чат-боты получают от
людей не только данные, но и деньги. Такое происходит, когда чат-бот куда-то
приглашает человека или предлагает ему услугу, а затем отправляет ссылку,
ведущую на фейковый сайт. В итоге пользователь оплачивает эту услугу, а деньги
просто уходят к мошенникам.
Меры предосторожности
Сами по себе чат-боты не несут серьезной
угрозы — обычно они просто выступают звеном мошеннической цепочки. Но их
опасность заключается в том, что пользователи им безоговорочно верят и не
подозревают, что боты могут служить в мошеннических целях.
Для того чтобы не стать жертвой
мошенников, использующих чат-боты, советуем соблюдать простые правила
безопасности:
· не
распространять информацию о себе, особенно финансовую, нигде, кроме официальных
приложений банков и сайтов. Нельзя сообщать боту пароли от приложений,
коды банковских карт, адреса, любые персональные и корпоративные данные;
· не
добавлять чат-боты в группы в мессенджерах. Это можно делать только с теми
ботами, которые уже давно на рынке и разработаны крупными компаниями, — в них,
как правило, уделяется большое внимание безопасности, поэтому взломать их
хакерам намного сложнее;
· осторожно
относиться к чат-ботам, которые работают бесплатно либо созданы для поиска,
например, фильмов или книг. С помощью таких ботов злоумышленники могут собирать
личную информацию, а также использовать их для различных спам-рассылок;
· в
случае, если пришло подозрительное сообщение от чат-бота, советуем сразу
сообщить об этом своему банку или другой организации, которая использует данный
бот.
Подготовлено Консультационным центром ФБУЗ
«Центр гигиены и
эпидемиологии в
Красноярском крае» по материалам, опубликованным на сайте: https://iz.ru/