Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
В
настоящее время столкнуться с мошенниками в интернете, к сожалению, стало
довольно привычным делом. Существует множество способов обмана людей через
интернет и постоянно появляются все новые методики, направленные на выманивание
денег у пользователей Сети.
Самые популярные
схемы мошенничества:
Сообщения
о чрезвычайных ситуациях. Угроза безопасности. Эта уловка задействована на
эмоциональное состояние человека. Вас уведомляют о попытке взлома банковского
счета. Мошенники от имени службы безопасности банка рекомендуют перевести
сбережения на определенные реквизиты, якобы для защиты денег, в результате чего
жертва теряет свои накопления.
Онлайн-знакомства
или «кэт-фишинг».
Аферисты в соцсетях с аккаунта привлекаемого мужчины или женщины знакомятся с
противоположным полом. И когда контакт с жертвой уже налажен, начинают выманивать
деньги.
Лжеблаготворительные
акции.
Мошенники создают аккаунты благотворительных проектов и фондов и начинают от их
имени сборы на лечение детей, помощь животным и т. д. Зачастую они используют
фото реальных людей, которым необходима помощь, однако собранные средства до
нуждающихся не доходят.
Онлайн-магазины. Продажа
несуществующего товара или товара, не обладающего заявленными характеристиками.
Покупатель, видя привлекательную цену, стремится воспользоваться предложением и
переводит деньги в адрес интернет-магазина или частного продавца. В лучшем
случае он получит продукцию, не соответствующую заказу, а в худшем — останется
и без денег, и без посылки.
Взлом
аккаунта.
Многие соцсети предлагают своим пользователям привязать банковскую карту для
осуществления платежей внутри платформы. Мошенники взламывают такие аккаунты и
выводят деньги с банковской карты.
Ложные
предложения о работе.
Предложения об удаленной работе под видом корпоративных рассылок. Такие
сообщения могут иметь вид приглашения принять участие в Zoom-конференции. Так
мошенники заставляют перейти по небезопасным ссылкам или заполнить платную
анкету, оплатить взнос или приобрести некие продукты за свой счет, чтобы стать
сотрудником проекта.
Как не стать
жертвой мошенников в социальных сетях?
ü Никому не
сообщайте данные паспорта, банковской карты, коды и другие персональные данные
ü Никогда не
переходите по подозрительным ссылкам, особенно если их прислали незнакомые люди
ü Не соглашайтесь
обсуждать детали покупки или продажи в сторонних мессенджерах
ü Настаивайте на
оплату товара после его прибытия, не соглашайтесь на предоплату, особенно —
переводом на карту
ü Остерегайтесь
слишком выгодных предложений
ü Обращайте внимание
на дату регистрации профиля: если аккаунт создан 1—2 месяца назад, это могут
быть мошенники
ü С подозрением
относитесь к аккаунтам, у которых мало или совсем нет отзывов и которые ничего
еще не продавали
ü Чтобы обезопасить
себя от взлома аккаунта создавайте сложные пароли, используя цифры, символы, а также
прописные и заглавные буквы
ü При входе на свою
страницу, где необходимо ввести данные, всегда смотрите на адрес сайта в
поисковой строке браузера. Если он отличается от оригинального знаком или одной
буквой, он является фальшивым
ü Не доверяйте всем
письмам и сообщениям в чатах. Обращайте внимание на то, как написан текст, а
также смотрите на адрес, с которого пришло письмо
ü Устанавливайте
приложения только из официальных источников
Если вы стали жертвой интернет-мошенников
необходимо обратиться в следующие инстанции:
ü в Банк
(блокировка, перевыпуск карты);
ü в Роскомнадзор
(киберпреступления, сбор персональных данных);
ü в Роспотребнадзор
(ассортимент, качество товара);
ü в полицию
(мошеннические действия в сети, угрозы);
ü в суд (с
требованием возмещении ущерба).
Подготовлено Консультационным
центром ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии
в Красноярском крае» по материалам, опубликованным на
сайте: https://rg.ru/