Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
На новогодние и рождественские праздники многие приобретают подарки и зачастую случаются ситуации, что куплена или не походящая вещь или такая вещь уже есть.
В связи с этим, предлагаем во избежание спорных ситуаций, ознакомиться с
нормами законодательства, регулирующими отношения покупателя и продавца в
данных случаях.
Обменять товар надлежащего качества, не подошедший по цвету, форме,
размеру, габариту или комплектации, можно в течение четырнадцати дней, не
считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества
проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный
вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. Поврежденная
(срезанная, сорванная и т.д.) пломба магазина, или отсутствие фирменного ярлыка
на ней - является доказательством эксплуатации товара покупателем.
В случае сохранения товарного вида изделия, навесной пломбы магазина с
фирменным ярлыком магазина на изделии - вы имеете право обменять данный товар
на другой, а в случае отсутствия в продаже в день обращения аналогичного товара
- потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование
потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит
удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
Однако, в любом правиле есть исключения.
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих
возврату или обмену содержится в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 №
2463. В число указанных товаров входят: предметы санитарии и гигиены из металла,
резины, медицинские изделия, средства гигиены полости рта, линзы очковые,
предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты, предметы личной гигиены
(зубные щетки, расчески, заколки), парфюмерно-косметические товары, изделия
швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные, посуда и
принадлежности столовые и кухонные, товары бытовой химии, мебельные гарнитуры
бытового назначения, ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или)
драгоценных камней, технически сложные товары бытового назначения,
на которые установлены гарантийные сроки не менее одного
года, непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические
и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания,
воспроизведенные на технических носителях информации), и.т.д.
Особо обращаем внимание на правила возврата товара с недостатками:
По общему правилу в случае обнаружения потребителем недостатков товара и
предъявления требования о его замене продавец (уполномоченный индивидуальный
предприниматель) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня
предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной
проверки качества такого товара продавцом (уполномоченным индивидуальным
предпринимателем) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного
требования».
В случае возникновения спора о причинах возникновения дефекта, по
требования потребителя магазин обязан провести независимую
экспертизу. Если в результате экспертизы товара установлено, что его
недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец,
потребитель обязан возместить продавцу, расходы на проведение экспертизы, а
также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Требования потребителя о возврате уплаченной за ненадлежащий товар денежной
суммы, подлежат удовлетворению продавцом (уполномоченным индивидуальным
предпринимателем) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего
требования.
В случае гарантийного ремонта изделия, срок устранения недостатков товара
устанавливается соглашением сторон и не может превышать сорок пять дней.
Отдельного внимания заслуживает технически сложные товары. О том, что
вернуть телевизоры, смартфоны, стиральные машинки и прочую бытовую
технику по любым основания (за исключением претензий по качеству),
нельзя, мы уже писали выше, но в случае если в
приобретенном товаре проявился недостаток потребитель вправе
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата
уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на
товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки
(модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение
пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого
срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих
случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных Законом «О защите прав потребителей» сроков
устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного
срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения
его различных недостатков.
Т.е. если в товаре нет существенного недостатка, и дефект
проявился впервые за пределами 15 дней с момента покупки, то потребитель имеет
право только на ремонт.
Все претензии от покупателя должны предъявляться в письменной форме в двух
экземплярах.
Уважаемые потребители желаем, чтоб в Новом году вам сопутствовала
потребительская удача, чтобы вы не сталкивались с некачественными товарами и
услугами, с недобросовестными продавцами или исполнителями услуг.
Информация подготовлена Консультационным
центром
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в
Красноярском крае»