Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
В случае отмены
рейса, указанного в билете, отказ пассажира от перевозки признается вынужденным
(п. 227 Приказа Минтранса РФ от 28 июня 2007 г.
N 82).
В таком случае пассажиру возвращается вся
сумма, уплаченная за перевозку (если перевозка ни на одном участке не была
выполнена), даже если тариф невозвратный, а также все виды уплаченных сборов
(п. 116, 120 Приказа Минтранса РФ от 25 сентября 2008 г. N 155).
Правительство обеспечит возможность
возврата гражданам стоимости билетов на рейсы, которые были отменены из-за
внешних ограничений, а также из-за закрытия аэропортов на юге и в центральной
части России (Постановление Правительства России от 14.04.2022 N 662,
Распоряжение Правительства России от 14.04.2022 N 876-р).
В данных обстоятельствах авиакомпании не
должны заменять возврат денег за билеты ваучерами.
Таким образом, потребителю необходимо
обратиться с письменной претензии в адрес авиакомпании с требованием о возврате
провозной платы за билет.
В случае приобретения билетов через
стороннюю организацию, также обратитесь с заявлением с требованием о возврате
денежных средств в кассу или на специализированный сайт по продаже билетов.
Дополнительно к письменной претензии Вы
можете заполнить форму возврата на сайте авиакомпании. Внимательно указывайте
ваши данные, номер рейса, дату вылета, номер билета, телефон и реквизиты карты,
на которую хотите вернуть деньги.
Кроме того, Вы можете связаться со службой
поддержки, позвонить на горячую линию авиакомпании.
Перевозчик обязан в течение 30 дней со дня
поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме
подписанного электронной подписью электронного документа дать Вам ответ об
удовлетворении или отклонении претензии.
В случае отказа в удовлетворении
требования о возврате денежных средств или неполучении ответа в установленный
для рассмотрения срок, Вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением.
При обращении в суд потребитель вправе
воспользоваться иными правами в соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 г.
N 2300-I «О защите прав потребителей»: на возмещение морального вреда (ст. 15),
уплату штрафа в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу
потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований
потребителя (п. 6 ст. 13).
Потребитель освобождается от уплаты
государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах (п. 3 ст. 17).
Исковое заявление может быть предъявлено в
суд по месту жительства или по месту пребывания потребителя, по месту
нахождения ответчика, по месту заключения договора (ст. 17).
Информация подготовлена
Консультационным центром
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Красноярском крае»