Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
В летний период
количество авиаперелетов увеличивается и иногда багаж оказывается утерян. Рассмотрим
более подробно, что же делать пассажиру в такой ситуации.
Перевозчик несет ответственность за утрату
багажа во время воздушной перевозки с момента его принятия и до выдачи
пассажиру.
Кроме того, перевозчик несет
ответственность за сохранность ручной клади, если не докажет, что ее утрата
произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и
устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира (ст. 118 ВК РФ).
Внимание! Первое что
необходимо сделать, если вашего багажа нет – обратиться к представителю
авиакомпании или к сотруднику стойки розыска багажа с письменным заявлением.
Предоставьте документы о перевозке и оформите все необходимые документы о неполучении багажа.
К перевозочным документам, удостоверяющим
прием к перевозке багажа относятся билет, багажная квитанция, иные документы.
При оформлении багажа пассажиру выдается
часть (отрывной талон) номерной багажной бирки, а другая часть прикрепляется к
каждому месту багажа, принятого перевозчиком, которая служит для опознавания
багажа и содержит необходимую информацию.
Сохраняйте все документы, так как в случае
если багаж не будет найден, они потребуются для получения компенсации.
Если багаж
пассажира утерян, то перевозчик обязан принять меры к розыску багажа,
включающие, в том числе направление запросов:
- в аэропорт
отправления о наличии багажа;
- в аэропорты, в
которые багаж мог быть доставлен ошибочно;
- о досылке багажа в
случае его обнаружения.
Перевозчик
обеспечивает розыск багажа немедленно по предъявлении пассажиром
заявления о неполучении багажа.
Если багаж найдется,
то перевозчик обязан уведомить владельца и бесплатно доставить его пассажиру в
указанный им аэропорт или пункт.
Если розыск
результатов не дал и багаж не найден в течение 21 дня со дня предъявления заявления о
неполучении багажа, то он
автоматически считается утерянным и пассажир вправе требовать компенсацию его
стоимости.
Также если багаж
пришел, но он поврежден, или вещи в багаже не все, пассажир также вправе
требовать возмещения ущерба.
Статьей 119 ВК РФ установлен размер
ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу)
багажа, груза, а также ручной клади.
За утрату багажа перевозчик несет
ответственность в следующих размерах:
- при перевозке багажа с объявлением
ценности - в размере объявленной ценности.
- при перевозке багажа
без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более шестисот рублей
за килограмм веса багажа или груза;
- за утрату ручной
клади - в размере ее стоимости, а в случае невозможности ее установления - в
размере не более чем одиннадцать тысяч рублей.
Стоимость багажа, а также ручной клади
определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной
договором, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар,
существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче.
За утрату или
повреждение (порчу) специальных средств для передвижения (в том числе
кресел-колясок), принадлежащих пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями
жизнедеятельности, перевозчик несет ответственность в размере стоимости этих
средств.
В случае отказа авиакомпании в
удовлетворении требований пассажира в добровольном порядке, пассажир вправе
обратиться в суд с исковым заявлением.
Информация подготовлена Консультационным
центром
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае»