Предпринимателю о потребителях - Памятки для предпринимателей - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае"

Предпринимателю о потребителях


Первая встреча с потребителем

Первое знакомство предпринимателя с потребителем происходит благодаря вывеске. Оформление вывески является не только правом, но и обязанностью предпринимателя. Согласно положениям, ст. 9 закона РФ «О защите прав потребителя»: изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Уголок потребителя

Второе, о чем должен позаботиться каждый предприниматель, это оформление уголка потребителя, точнее, «доведение до сведения потребителя необходимой и достоверной информации о продавце и товарах (работах, услугах) в наглядной и доступной форме». Наполнение уголка потребителя может быть разным, и зависит от сферы деятельности, которую выбрал предприниматель.

Индивидуальный предприниматель в обязательном порядке должен довести до сведения потребителя информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, а организация – о фирменном наименовании и месте нахождения.

Для этого достаточно разместить на стенде «Уголок потребителя» копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя / организации.

Если предприниматель осуществляет лицензируемый вид деятельности (например, розничная торговля алкогольными напитками) или деятельность, подлежащую аккредитации, до потребителя необходимо довести информацию об имеющихся лицензиях и свидетельствах.

Порядок осуществления отдельных видов деятельности регулируется Правилами продажи товаров или оказания услуг. Так, если выбранная сфера деятельности - торговля бытовой техникой и иными подобными товарами, на стенде в обязательном порядке должны быть помещены Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463).

Правила могут требовать размещения в помещении предпринимателя и иной необходимой информации о товарах и услугах. 

Рекомендуем также разместить в торговом помещении Закон о защите прав потребителя.

Если вид деятельности оказание услуг (выполнение работ) Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию. Она должна находиться в доступном для потребителя месте. Таким местом может быть и уголок потребителя.

Потребителю – товар и чек!

При заключении договора с потребителем (договора купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг) предприниматель должен выдать потребителю кассовый или товарный чек, или иной документ, подтверждающий оплату товара (работ, услуг). 

Использование индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами контрольно-кассовой техники предписано федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». К кассовым чекам приравниваются бланки строгой отчетности (квитанции), в случаях, установленных законом, взамен кассового чека также могут выдаваться товарный чек или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Рассматриваем претензию в срок

Права потребителя в случае обнаружения в товаре (работе, услуге) недостатков предусмотрены в ст. 18, 29 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В случае предъявления потребителем претензии, она должна быть рассмотрена в установленный законом срок, в противном случае, предприниматель может понести гражданско-правовую ответственность в форме неустойки.

Срок удовлетворения

ü    Замена товара на товар этой же или другой марки - 7 дней. При необходимости дополнительной проверки качества – 20 дней. При отсутствии необходимого для замены товара – 1 месяц. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - в срок, необходимый для очередной доставки товара в эти районы.

ü    Соразмерное уменьшение цены товара -  уменьшение цены за выполненную работу - 10 дней

ü    Безвозмездное устранение недостатков товара - минимальный срок, объективно необходимый для устранения недостатков товара с учетом обычно применяемого способа. Не может превышать 45 дней.

ü    Устранение недостатков выполненной работы, услуги -  разумный срок, назначенный потребителем (работы, услуги).

ü    Возврат уплаченной за товар (работу, услугу) денежной суммы - 10 дней

ü    Возмещение расходов на исправление недостатков товара (работы, услуги) потребителем или третьим лицом - 10 дней

В случае нарушения указанных сроков неустойка составит:

- 1 % цены товара за каждый день просрочки.

- 3 % цены выполнения работы (услуги) за каждый день (час, если срок установлен в часах), но не более цены выполнения работы (услуги).

 

Информация подготовлена Консультационным центром
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае»