Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Первая встреча с потребителем
Первое знакомство
предпринимателя с потребителем происходит благодаря вывеске. Оформление
вывески является не только правом, но и обязанностью предпринимателя. Согласно
положениям, ст. 9 закона РФ «О защите прав потребителя»: изготовитель (исполнитель, продавец) обязан
довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место
ее нахождения и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает
указанную информацию на вывеске.
Уголок потребителя
Второе, о чем должен
позаботиться каждый предприниматель, это оформление
уголка потребителя, точнее, «доведение до сведения потребителя
необходимой и достоверной информации о продавце и товарах (работах, услугах) в
наглядной и доступной форме». Наполнение уголка потребителя может быть разным,
и зависит от сферы деятельности, которую выбрал предприниматель.
Индивидуальный
предприниматель в обязательном порядке должен довести до сведения потребителя
информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его
органа, а организация – о фирменном наименовании и месте нахождения.
Для этого достаточно разместить
на стенде «Уголок потребителя» копию свидетельства
о государственной регистрации индивидуального предпринимателя /
организации.
Если предприниматель
осуществляет лицензируемый вид деятельности (например, розничная
торговля алкогольными напитками) или деятельность, подлежащую аккредитации,
до потребителя необходимо довести информацию об имеющихся лицензиях и
свидетельствах.
Порядок осуществления
отдельных видов деятельности регулируется Правилами продажи товаров
или оказания услуг. Так, если выбранная сфера деятельности - торговля бытовой
техникой и иными подобными товарами, на стенде в обязательном порядке должны
быть помещены Правил продажи товаров по договору розничной
купли-продажи (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря
2020 г. N 2463).
Правила могут требовать
размещения в помещении предпринимателя и иной необходимой информации о товарах
и услугах.
Рекомендуем также разместить
в торговом помещении Закон о защите прав потребителя.
Если вид деятельности
оказание услуг (выполнение работ) Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и
предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию. Она должна
находиться в доступном для потребителя месте. Таким местом может быть и уголок
потребителя.
Потребителю – товар и чек!
При заключении договора с
потребителем (договора купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг)
предприниматель должен выдать потребителю кассовый или товарный чек,
или иной документ, подтверждающий оплату товара (работ, услуг).
Использование
индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами контрольно-кассовой техники
предписано федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт». К кассовым чекам
приравниваются бланки строгой отчетности (квитанции), в случаях, установленных
законом, взамен кассового чека также могут выдаваться товарный чек или другой
документ, подтверждающий прием денежных средств за
соответствующий товар (работу, услугу).
Рассматриваем претензию в срок
Права потребителя в случае
обнаружения в товаре (работе, услуге) недостатков предусмотрены в ст. 18, 29
Закона РФ «О защите прав потребителей».
В случае предъявления
потребителем претензии, она должна быть рассмотрена в установленный законом
срок, в противном случае, предприниматель может понести гражданско-правовую
ответственность в форме неустойки.
Срок удовлетворения
ü
Замена товара на товар этой же или другой марки - 7 дней. При
необходимости дополнительной проверки качества – 20 дней. При отсутствии
необходимого для замены товара – 1 месяц. В районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях - в срок, необходимый для очередной доставки товара
в эти районы.
ü
Соразмерное уменьшение цены товара -
уменьшение цены за выполненную работу - 10 дней
ü
Безвозмездное устранение недостатков товара - минимальный срок,
объективно необходимый для устранения недостатков товара с учетом обычно
применяемого способа. Не может превышать 45 дней.
ü
Устранение недостатков выполненной работы, услуги - разумный срок, назначенный
потребителем (работы, услуги).
ü
Возврат уплаченной за товар (работу, услугу) денежной суммы - 10 дней
ü
Возмещение расходов на исправление недостатков товара (работы, услуги)
потребителем или третьим лицом - 10 дней
В случае нарушения указанных
сроков неустойка составит:
- 1 % цены
товара за каждый день просрочки.
- 3 % цены выполнения
работы (услуги) за каждый день (час, если срок установлен в часах), но не более
цены выполнения работы (услуги).
Информация
подготовлена Консультационным центром
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае»