Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
В идеале конфликт разрешается при переговорах.
Как только от слов вы перешли к обмену официальными письмами, дело принимает
серьезный оборот, а каждая «бумажка» приобретает особую значимость.
Конфликт,
перешедший за рамки обычного делового общения, условно разделяют на две части:
претензионный порядок и защита интересов в суде.
Претензионный порядок
Любые заявления и
претензии рекомендуем составлять в письменной форме.
Во-первых, дома Вы
сможете сосредоточиться и в спокойной обстановке изложить все свои замечания к
качеству товара или услуги, сформулировать свои требования.
Во-вторых, формы
претензий и жалоб, предлагаемые в месте продажи товаров и оказания услуг могут
содержать ущемляющие права потребителя условия (например, в части сроков
рассмотрения претензии).
В-третьих, Вам, во
всяком случае, необходимо иметь дополнительный экземпляр заявления или
претензии, который, с отметкой о дате его получения продавцом (исполнителем),
останется у вас на руках.
Претензия
составляется в двух экземплярах, первый отдается продавцу (исполнителю), а
второй с отметкой о вручении остается у вас. В случае, если вручить претензию
лично не представляется возможным, следует направить ее заказным письмом с
уведомлением о вручении. Даже если адресат по каким-то причинам не заберет
письмо из почтового отделения, оно в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ будет
считаться доставленным, а значит бездействие продавца повлечет наступление
установленных законом последствий.
Иногда первый этап
опускают, но, есть исключения, когда соблюдение претензионного порядка
необходимо, чтобы судья рассмотрел дело, а именно в случаях спора: с оператором
связи, о качестве туристского продукта, а также в связи с перевозкой пассажира,
багажа, груза.
Если вам отказали в удовлетворении требований,
указанных в претензии или вовсе не отвечают на претензию, разрешить спор
поможет суд.
Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает
для потребителей некоторые дополнительные
гарантии при обращении в суд:
1) Возможность выбора суда: иск
может быть предъявлен по выбору потребителя по месту нахождения продавца
(исполнителя); по месту жительства или пребывания потребителя; по месту
заключения или исполнения договора.
2) Освобождение от уплаты государственной
пошлины при обращении в суд.
3) Перераспределение бремени доказывания: если
недостатки в товаре (работе, услуге) возникли в течение гарантийного срока,
причину и момент их возникновения доказывает продавец (исполнитель), а не
потребитель.
Исковое заявление подается в суд общей юрисдикции.
К компетенции мировых судей относятся имущественные споры, возникающие в сфере защиты прав
потребителей, при цене иска, не превышающей 100 тысяч рублей.
В случае если
цена иска превышает 100 тысяч рублей, дело подсудно районному суду.
Если вы хотите,
чтобы по факту нарушения прав потребителя была проведена проверка, а нарушитель
– привлечен к административной ответственности, необходимо обратиться с жалобой
в орган, осуществляющий контроль и надзор в соответствующей сфере.
Это особенно
важно, когда речь идет о масштабном нарушении, которое может затронуть права
многих потребителей (например, нарушение санитарных норм в местах продажи
продуктов питания или оказания услуг общественного питания, размещение шумного
заведения в жилом доме и т.п.).
Если речь идет об
обмане потребителя, обсчете, нарушении права потребителя на информацию,
нарушении правил продажи товаров или оказания услуг, санитарных норм и правил,
уполномоченным органом является Управление Роспотребнадзора по Красноярскому
краю, находится на ул. Каратанова, д. 21.
За соблюдением
правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядка
предоставления коммунальных услуг следит Служба строительного надзора и
жилищного контроля по Красноярскому краю, находится на ул. Парижской коммуны,
д. 33.
Контроль и надзор
в сфере связи и персональных данных осуществляет Енисейское Управление
Роскомнадзора, находится на ул. Новосибирская, д. 64а.
Информация подготовлена Консультационным
центром
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Красноярском крае»