Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Зачастую,
приобретая различные технически сложные товары, мы как потребители сталкиваемся
с их недостатками, и не знаем, как правильно предъявить требования или не
остаться обманутыми продавцом.
Так что же
такое недостаток в технически сложном товаре, и что делать при его
обнаружении?
Как
указанно в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей», недостаток товара
– это несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом
или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно
используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность
потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже
товара по образцу и (или) по описанию.
Взаимоотношения
потребителя и продавца технически сложных товаров (далее ТСТ) регулируются
специальными нормами.
Если в ТСТ
обнаружатся недостатки в течение 15 дней со дня его передачи потребителю, то
потребитель вправе не ремонтировать товар, а вернуть товар продавцу и
потребовать возврата уплаченной за него суммы либо его замены на товар этой же
или другой марки (модели, артикула) с перерасчетом покупной цены. При этом
неважно, какой недостаток был обнаружен потребителем.
Если же
недостаток обнаружен по истечении 15 дней с момента приобретения товара, то в
этом случае мы не имеем права при наличии любого недостатка сразу же требовать
замены товара или возврата денежных средств. В таком случае мы имеем право лишь
обратится к продавцу с требованием о проведении гарантийного ремонта товара
(безвозмездного устранения недостатка).
Стоит
помнить! При сдаче товара на гарантийный ремонт, срок действия гарантии
продляется на тот период времени, в течение которого товар находился на ремонте.
Законом РФ
«О защите прав потребителей» установлены случаи, при наступлении которых можно
предъявить требование о возврате денежных средств или замены товара в отношении
ТСТ если недостатки обнаружились по истечении 15 дней:
·
обнаружение
существенного недостатка товара; (неустранимого недостатка или недостатка,
который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени,
или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или
другие подобные недостатки);
·
нарушение
установленных законом сроков устранения недостатков товара (товар находится в
ремонте более 45 дней);
·
невозможность
использовать товар в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года
гарантийного срока из-за неоднократного устранения его различных недостатков.
Порядок действий
потребителя при обнаружении в ТСТ недостатка
Если вы обнаружили
недостатки в ТСТ, рекомендуем придерживаться следующего порядка действий:
1. Необходимо
обратиться с претензией к продавцу.
В претензии
необходимо указать, какие именно недостатки обнаружены в ТСТ, а также
конкретное требование, в соответствии с Законом РФ «О защите прав
потребителей».
В связи с вашим
обращением продавец вправе провести проверку качества товара.
В случае спора о
причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу
товара за свой счет.
Внимание! Если в результате экспертизы товара
будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за
которые продавец (изготовитель) не отвечает (например, механические
повреждения, залитие и т.д.), потребитель обязан возместить продавцу расходы на
проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и
транспортировку товара.
Таким образом, чтобы не
нести дополнительные расходы по оплате экспертизы впоследствии, рекомендуем
убедиться в отсутствии своей вины при предъявлении требований продавцу о
проведении экспертизы товара.
Кроме того, стоит помнить, что продавец обязан провести экспертизу
товара, только в период гарантийного срока, установленного на товар. Если на товар гарантийный срок не установлен,
то продавец не обязан проводить независимую экспертизу товара.
2. При отказе продавца от
удовлетворения требований потребителя в добровольном порядке потребитель вправе
обратиться за судебной защитой своих прав.
При подаче
искового заявления потребителю необходимо представить в суд доказательства,
обосновывающие его требования, а для установления наличия существенных
недостатков товара может потребоваться проведение экспертизы.
Инфомацуия подготовлена
Консультационным центром
ФБУЗ «Центр
гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае»