Кому разрешили не платить за вывоз мусора - Актуальная информация - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае"

Кому разрешили не платить за вывоз мусора

Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу на решение регионального Арбитражного суда, которая выражалась в полном несогласии с начислением платы за обращение с ТКО (за вывоз мусора). Житель Удмуртии пожаловался на незаконные сборы за вывоз мусора при отсутствии на земельном участке жилых помещений. На участке расположены бытовка, кунг и летняя теплица.

Верховный суд РФ вынес по обращению жителя решение, согласно которому владелец не должен платить за вывоз мусора, если на участке нет пригодных для проживания строений, а также запретил региональному оператору взимать плату с собственника участка, на котором нет зарегистрированного недвижимого имущества, а имеющиеся постройки не обладают статусом жилого дома. Речь идет о теплицах без фундамента, бытовках, бортовых кузовах на раме (кунгах).

В данном конкретном случае у жителя Удмуртии на участке не было зарегистрированных и проживающих лиц. В ходе проверки прокуратурой было установлено, что на земельном участке отсутствуют жилые дома, а также иные постройки, в которых возможно постоянное проживание граждан. При этом документов об установлении фактов образования ТКО на конкретном земельном участке региональным оператором не было представлено. Исходя из изложенного, прокуратура пришла к выводу об отсутствии у регионального оператора основания для начисления платы.

Требование ВС РФ основывается на нескольких статьях Жилищного кодекса РФ, положениях ФЗ «Об отходах производства и потребления», правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

 Исходя из позиции судов человек образует ТКО на земельном участке при возможности проживания на нем, в том числе временного. В соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации для проживания людей предназначены жилые помещения, к которым относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

При этом, суды отдельно обращали внимание, что ТКО может образовываться людьми и в объектах, пригодных для проживания, но не зарегистрированных в Росреестре. В этом случае бремя доказывания ложится на регионального оператора.

Статус жилого дома региональный оператор определяет посредством доступных источников: в первую очередь ЕГРН, а также ГИС ЖКХ.

В случаях, если объект недвижимости не поставлен на кадастровый учет, либо сведения о нем не внесены в систему ГИС ЖКХ, региональный оператор отправляет запрос о предоставлении сведений о статусе таких объектов в органы местного самоуправления. ОМСУ в соответствии с градостроительным кодексом наделены полномочиями на проведение осмотра зданий на предмет их технического состояния, то есть проводить оценку именно с точки зрения статуса здания — жилое или нежилое.

Если у администраций отсутствуют сведения, возможности или желание, то региональным оператором осуществляются выезды по месту нахождения объекта с целью установления факта проживания. При этом в акте устанавливается именно факт проживания.

Документами, подтверждающими факт образования ТКО на земельном участке в этом случае могут быть фото и видеоматериалы, сведения о подключении объекта к системам жизнеобеспечения (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение), сведения о пребывании человека на объекте в течение нескольких дней. ​​​​​​

Таким образом, владельцы участков, на которых еще нет пригодных для проживания строений, не должны платить за вывоз мусора. И у регионального оператора нет оснований для начисления хозяину платы за такую коммунальную услугу, если на этих сотках нет зарегистрированных жилых помещений, а факт образования бытовых отходов региональным оператором дополнительно не подтвержден.

 

Информация подготовлена Консультационным центром 
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае»