Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Верховный Суд РФ
рассмотрел жалобу на решение регионального Арбитражного суда, которая
выражалась в полном несогласии с начислением платы за обращение
с ТКО (за вывоз мусора). Житель Удмуртии пожаловался на незаконные
сборы за вывоз мусора при отсутствии на земельном участке жилых
помещений. На участке расположены бытовка, кунг и летняя теплица.
Верховный суд РФ вынес по обращению жителя решение, согласно
которому владелец не должен платить
за вывоз мусора, если на участке нет пригодных для проживания
строений, а также запретил региональному оператору взимать плату
с собственника участка, на котором нет зарегистрированного
недвижимого имущества, а имеющиеся постройки не обладают статусом
жилого дома. Речь идет о теплицах без фундамента, бытовках,
бортовых кузовах на раме (кунгах).
В
данном конкретном случае у жителя Удмуртии на участке не было
зарегистрированных и проживающих лиц. В ходе проверки прокуратурой было
установлено, что на земельном участке отсутствуют жилые дома,
а также иные постройки, в которых возможно постоянное проживание
граждан. При этом документов об установлении фактов образования ТКО
на конкретном земельном участке региональным оператором не было
представлено. Исходя из изложенного, прокуратура пришла к выводу
об отсутствии у регионального оператора основания для начисления
платы.
Требование ВС РФ основывается на нескольких статьях
Жилищного кодекса РФ, положениях ФЗ «Об отходах производства
и потребления», правилах предоставления коммунальных услуг собственникам
и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Исходя из позиции судов человек
образует ТКО на земельном участке при возможности проживания
на нем, в том числе временного. В соответствии с Жилищным
Кодексом Российской Федерации для проживания людей предназначены жилые
помещения, к которым относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2)
квартира, часть квартиры; 3) комната.
При этом, суды отдельно обращали
внимание, что ТКО может образовываться людьми
и в объектах, пригодных для проживания,
но не зарегистрированных в Росреестре. В этом
случае бремя доказывания ложится на регионального оператора.
Статус жилого дома региональный
оператор определяет посредством доступных источников: в первую очередь
ЕГРН, а также ГИС ЖКХ.
В случаях, если объект
недвижимости не поставлен на кадастровый учет, либо сведения
о нем не внесены в систему ГИС ЖКХ, региональный оператор
отправляет запрос о предоставлении сведений о статусе таких объектов
в органы местного самоуправления. ОМСУ в соответствии
с градостроительным кодексом наделены полномочиями на проведение
осмотра зданий на предмет их технического состояния, то есть
проводить оценку именно с точки зрения статуса здания — жилое или
нежилое.
Если у администраций
отсутствуют сведения, возможности или желание, то региональным оператором
осуществляются выезды по месту нахождения объекта с целью
установления факта проживания. При этом в акте устанавливается именно факт
проживания.
Документами, подтверждающими факт
образования ТКО на земельном участке в этом случае могут быть фото
и видеоматериалы, сведения о подключении объекта к системам
жизнеобеспечения (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение,
электроснабжение), сведения о пребывании человека на объекте
в течение нескольких дней.
Таким
образом, владельцы участков, на которых еще нет пригодных для проживания
строений, не должны платить за вывоз мусора. И у регионального оператора нет
оснований для начисления хозяину платы за такую коммунальную услугу, если на
этих сотках нет зарегистрированных жилых помещений, а факт образования бытовых
отходов региональным оператором дополнительно не подтвержден.
Информация
подготовлена Консультационным центром
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае»